При поддержке
литературного портала
Россия: Великий Новгород: поездка 08.2001 обновлено26.04.2008 10:02 Главная: Города - Транспорт - Гостиницы - Фото - Контакты - Поиск Россия: Транспорт - Гостиницы - Фото Великий Новгород: Транспорт - Гостиницы - Фото - июль 1999г. - апрель 2000г. - август 2001г. - март 2003г. - май 2005г.

Участники: Вадим & А.

небольшая Предыстория.

В начале августа у нас возник совсем небольшой "излишек" денег, поэтому было решено опять куда-нибудь двинуть. Казалось, на этот раз уж точно в Вологду попадём. Не тут-то было. Стоимость ж/д билетов оказалась высока для нас, что-то под 300р. на одного в один конец, да и расписание поездов было неудобно, пришлось бы лишний отгул брать. Хотя до похода на Грибоедова успели найти в инете всякую информацию по Вологде. На тот момент образовалась следующая картина поездок:

1999.07.31-08.01. Первая поездка в Новгород.
1999.12.09-11. Первая поездка в Псков.
2000.04.22-23. Вторая поездка в Новгород.
2000.12.30-2001.01.02. Поездка в Москву.
2001.04.29-05.01. Вторая поездка в Псков.

Логично было бы второй раз съездить в Москву . По той же причине, что и Вологда, этот вариант исключался. Остаются Псков или Новгород. Псков был последним, поэтому – в Новгород; хотя и были там уже два раза, нам по-прежнему хотелось погулять по Новгороду, т.к. из всех городов именно он оставил наилучшие впечатления. В качестве транспорта выбрали электричку. Хотя она идёт порядка 3,5ч., зато заметно дешевле (зависит, в какой части пути контроллёры появятся).

Дорога СПб-Новгород

пятница, 17.08 07.10.Выход из дома. Пожалуй, самый сумбурный и неорганизованный из всех предыдущих. Предстоял маршрут: дом -(15 мин)- авт.80 -(10мин)- м.Лесная, а далее, в зависимости от времени, или на электричку с Московского (15 мин) в 08.10, или на электричку с Витебского (20 мин) около 08.25. На середине дороги к автобусу А. вспомнила, что забыла свой подранный собаками паспорт. Ситуация становилась сложной, мы и так уже опаздывали, надо было принимать решение: или всё спускаем на авось и едем без паспорта, или возвращаемся домой и едем уже на автобусе (электрички утром - только один раз в день, следующая – около 17ч., что автоматически отпадало), где раза в 2 дороже. Не поддавшись панике А., я принял первый вариант и, так и быть, пообещал взять её к себе в номер в гостиницу в качестве гостя на ночь .
Непосредственно перед 80-м автобусом сзади на моих шортах обнаружилось огромное засохшее пятно от гавна (фекалий, поправляет меня А.). Тут я вспомнил, что вчера, когда очередной раз искали Блума, присел на траву в Сосновке. Оставшийся путь до остановки и в самом автобусе я отчаянно теребил это пятно, стараясь хоть что-нибудь отодрать. В автобус мы сели последними и оказались прижатыми к дверям. Перед А. стоял какой-то работяга, от него жутко несло перегаром. Уже в метро она сказала, что он ещё и пердел, скотина.
По прибытию на Московский вокзал ещё оставалось 10 мин до отправления электрички. А. всё канючила, чтобы мы купили билеты, я же наотрез отказался, ссылаясь на нехватку времени; тем более, что ещё надо было успеть посетить туалет.

оплата электрички 08.10.Электричка. Как мы и рассчитывали, места были. Где-то после Тосно заплатилина двоих 98р. (билеты бы стоили 126р.), причём всё по честному – штраф и остаток стоимости до Новгорода. Впервые сталкиваемся с неоднократной проверкой билетов – 3 раза ходили; самой волнительной была 2-я проверка, когда контролёр с очень странной интонацией, смотря в нашу квитанцию, сказал с очень выразительной интонацией: "А-а, эти!". Мы сразу подумали, что предыдущие контролёры были фальшивыми, и стало не по себе, но всё быстро закончилось, оказалось всё нормально. Больше ничего примечательного не было, не считая того, что А., как всегда, с утра приняла кофе (я предусмотрительно ничего не пил), и чем ближе к Новгороду, тем становилась печальнее. Под конец, когда пошёл искать туалет, все вагоны были уже практически пустыми; в одном вагоне человек 10-15 японцев скакали по скамейкам, фотографировались, высовывались в окна. Туалета не было; в одном из переходов между вагонами была навалена куча гавна.

Новгород, день первый

11.40.Прибытие. Въезд в город произошёл как-то неожиданно; видимо, прибыли раньше минут на 15. Тут мы чуть ли не впервые не прохлопали ушами – сразу через пути (прибыли на 2-ю платформу), спрыгивая с высокой платформы, понеслись в вокзал. Прямо перед туалетом (наверное, специально, чтобы отвлекать страждущих) стояла газетная точка, но мы почти не задержались, и очень правильно сделали – когда каждый из нас вышел из соответствующего туалета, в них уже были здоровые очереди. И не мудрено, ведь и в женском, и в мужском на весь вокзал всего по два унитаза! Причём похоже, что в рядом стоящем автовокзале своего туалета нет.
Дальше – стандартная программа – изучение расписаний вокзалов; результаты особый восторг не вызвали. Самым лучшим вариантом была электричка в 17.00 на Питер. Здесь же первые пирожки, по 4р., большие, правда, с мизерной начинкой. Местное пиво ("Дека") почему-то дорогое, даже в ларьке через дорогу, где я почти 2 года назад затаривался пивом в обратную дорогу, тоже ненамного было дешевле.
Следующий стандартный шаг, но не в стандартных условиях (отсутствие паспорта у А.) – поиск гостиницы. Собственно, выбирать было практически не из чего – или "Роза ветров", или "Круиз". Сначала в "Круиз". После не очень долгого разговора, где пожаловались на ситуацию и сообщили, что мы и раньше останавливались в этой гостинице, выяснили, что здесь поселиться сможем (200р. на двоих, душ - бесплатный). Но всё-таки очень хотелось в "Розу", т.к. там покомфортнее. Неприветливая администратор сразу отрезала, что без паспорта – нет. Да и подходящих по стоимости номеров (220р.) не было в наличии, только за 390р. Пришлось вернуться в "Круиз", где и остановились в к.511. Зайдя на этаж, мы тут же вспомнили, что в первую поездку именно здесь и жили в комнате напротив, № 514. Несмотря на проделанный длинный, неудобный путь в Новгород, я решил нарушить традицию, заключавшуюся в том, что при поселении в гостиницу мы всегда отдыхали 1-2 часа. Мне было жалко времени, хотелось попасть в ц.Спаса на Ильине и ц.Спаса на Нередице, расписание работы которых мы не знали, но предполагали, что они, если и открыты, то, следуя совдеповской традиции, только по будням, поэтому надо было успеть сегодня. Полежав 15 мин, поднял А., и мы двинулись в город, а зря, т.к. очень быстро устали, и очень скоро у А. (ну неподготовленная она!) серьёзно разболелась башка.
На Десятинной улице – магазин (название типа "Фарфор") керамической, стеклянной, фарфоровой посуды. Весь навороченный, куча блестящего и разноцветного, а нормальной отечественной художественной керамики чего-то мы и не приметили. Зато на почтовом отделении повезло. На наш вопрос об открытках с видами Новгорода нам подсунули пару наборов, где-то по 4р./шт., и не очень интересных. Направившись к выходу, А. своим зорким взглядом приметила другой набор, стоявший где-то внизу, в глубине. Это оказалась серия "Новгород глазами прошлого". Мы начали выбирать, какие открытки взять. Долго бы ещё выбирали, пока нам не сказали, что 3р. – цена за весь набор (т.е. одна открытка стоит ~ 1 цент!). К сожалению, набор был всего лишь один.
Вообще-то мы планировали дойти до Спаса на Нередице пешком, но на пути попалась пресловутая "Красная изба". С пивом в руке и с вопросами на языке смело завалились в этот домик. Там уже единственная представительница help-desk в виде одной девушки активно беседовала с иностранцем. Мы приняли нормальное выражение лиц и поз и полистали путеводители, дожидаясь своей очереди. Нам всё прекрасно объяснили (по поводу работы ц.Спаса на Ильине и ц.Спаса на Нередице). Вдобавок узнали о паре монастырей, на которые до этого не обращали внимания как на недоступные для нас из-за их расположения. Но нас убедили, что, по крайней мере, до одного из них, Вяжищского, совсем недалеко. Обрадовавшись ещё одному новому месту, где можно побывать, отправились дальше.

Новгород. Мост "горбатый" в полдень; 17.08.2001Новгород: памятник Ленину на Торговой стороне, 17.08.2001Через Детинец, горбатый мост. На главном почтамте докупили ещё три комплекта "Новгород…". В прошлый приезд мы сделали круг по западной части Торговой стороны начиная со Спаса на Ильине. Теперь решили в обратном порядке. Но дошли до магазина "Лён", что немного выше большой гостиницы с конечной автобусов, и повернули в обратную сторону Б.Московской – почувствовали упадок сил (впервые мы не брали с собой бутерброды) и физических, и моральных, поэтому надо было и подкрепиться, и отдохнуть заодно.
На продолжении всего нашего пути всегда заглядывали в попадающиеся магазины книг. Выбор литературы по истории, архитектуре Новгорода удручающе мал, а то, что есть, стоит каких-то неимоверных денег; на Литейном в Питере всё это заметно дешевле.
На Б.Московской мы шли в конкретное заведение, понравившееся нам в прошлые поездки. Но это кафе оказалось на ремонте, и рабочий пригласил нас посетить только в сентябре. На пути попался "Колобок", куда и завернули. Учитывая потраченные деньги – 38р. на двоих – поели прекрасно. Через рынок спустились к "Дому книги", где у меня порвался второй сандаль (за неделю до этого точно так же в Питере порвался первый, но там всё необходимое для ремонта (шило и стяжка) было под рукой). Просмотр книг совсем доконал, и мы двинулись в гостиницу обратно тем же путём. Ради интереса заглянули в "Кофейню" – всего три сорта кофе в диапазоне 20-30р. – самый обычный ассортимент кофе в Питере, Москве, и по тем же деньгам.

новгородский квас (дерьмовый)Хотелось пить, после парка в ларьке купили новгородский квас. После первого глотка понял, что такое же дерьмо, как и многие питерские сорта; правда, это и по цене было понятно – ~10р. за 1,5л.

~18.00. Гостиница. Завалились в номер и сразу же заснули как убитые. Очнулись только в
~22.30. Пробуждение. Как часто бывает после дневного, тем более вечернего сна, башка и вообще всё тело тяжёлые, а у А. голова всё так же болела. Короче, полчасика поохали, постонали, почесали репу об убитом дне и опять легли спать, поленившись даже в душ сходить.

День второй

суббота, 18.08. 07.45. Подъём. Душ. План созрел вчера после "Красной избы" – в первой половине дня посетить Вяжищи. Опять решили пройтись с утреца по местам боевой славы – в "Блинчик". Лучше бы не заходили. Выложили >50р. за небольшие блинчики и так себе кофе; и всё это ещё пришлось ждать. Поэтому на вокзале в ожидании автобуса "14" я догнался двумя пирожками. Купили местную "Из рук в руки".

билеты на новгородский автобус10.00. Автобус. Ехали довольно долго, ~полчаса. Как только выехали из центра (за вал), вид из окна резко поменялся – пошли стандартные жилые кварталы, вслед за ними – промышленные. При подъезде к конечной я, не наблюдая никакого намёка на монастырь, поинтересовался у кондуктора. Она сделала большие глаза – нету тут такого. Уже на остановке один из пассажиров подсказал: по просёлочной дороге 3-4 км. Делать нечего, мы пошли. Сначала я ворчал, но потом тишина, птички, романтическая грязь с лягушками под ногами, а главное – отсутствие людей – сделали своё дело. Новгород. По дороге к Вяжищскому монастырю; 18.08.2001Мы закатали штаны, сняли обувь и затопали бодрее. Одолев 2/3 пути, мы наткнулись на небольшое озерцо. Это место стало самым приятным воспоминанием из всей этой поездки в Новгород. Здесь мы покупались в чём мать родила; крупные мальки щипали нас за ноги, а над головой высоко в небе парил какой-то хищник – я такое только по телеку видел. Тут же в озере лежал остов легковушки… Как только продолжили путь, сзади начало раздаваться кошачье мяуканье. А. тут же вспомнила историю из своего детства, когда она, услышав с верхушки дерева кошачье мяуканье, полезла спасть кошку, а это оказалась иволга. Таким образом она меня успокоила. Однако через несколько минут мы увидели кошку (или котёнка), которая нас догоняла. Пушистая, но худющая, постоянно мяукала, наверное, жрать хотела, но у нас ничего не было, даже пива. А.-добрая-душа её даже на руках тащила, при этом замедляя наш темп. Вошли в Вяжищи. Вдоль дороги – дома. Много строят, но и наглухо забитых хватает. Через некоторое время кошка всё-таки отвязалась от нас.

Новгород. По дороге к Вяжищскому монастырю; 18.08.2001 Новгород. на подходе к Вяжищскому монастырю; 18.08.2001 Новгород: ц.Иоанна Богослова Вяжищского м-ря, 18.08.2001
Монастырь. Ворота открыты; кроме таблички типа "фотосъёмка – платная" никто и ничто не встречает. Мы прошли немного вглубь, там работают монахини, но и здесь на нас не обратили внимания. А. такое "гостеприимство" сильно задело. Не решившись зайти за обратную от входа сторону, мы обошли церковь и собор с трёх сторон. На территории монастыря мы побыли минут 10-15, а дорога заняла дай боже…
Новгород. вход в Вяжищский монастырь; 18.08.2001 Новгород. алтарь Никольского собора Вяжищского монастыря; 18.08.2001 Новгород: низ Никольского собора Вяжищского монастыря, север; 18.08.2001 Новгород: верх Никольского собора Вяжищского монастыря, север; 18.08.2001 Новгород: ц.Иоанна Богослова Вяжищского м-ря, 18.08.2001 Новгород: переход между Никольским собором и ц.Иоанна Богослова; 18.08.2001

Новгород: в ожидании автобуса в Вяжищах, 18.08.2001
Возле ближайшего к монастырю дома работала женщина. У неё узнали: 1) никакого магазина здесь нет; 2) пригородный автобус "будет сейчас", и ходит он 3 раза в день, а остановка прямо здесь. Поэтому решили обратный путь не повторять, а подождать этого, "123"-го. Ждали час… Автобус прикатил со стороны Новгорода. Два раза спросили бабушку: "Доедем до города?". Ответила что-то невнятное, мы так и не поняли, хотя все слова услышали. Чтобы не рисковать, запрыгнули в автобус. Он через минут 5 доехал до конечной, постоял немного и поехал обратно. Вот так по 7р. доехали до города часам к 3-м дня; а планировали потратить на этот монастырь часа 2-3. Мы, ради интереса, пошли смотреть про наш автобус. Тут узнали, что, оказывается, вокзал пригородных и междугородних автобусов – два разных здания.
Новгород: отдых возле фонтана в парке, 18.08.2001
Уже успели проголодаться. В самом начале пр.К.Маркса, со стороны площади, кафе-столовая "Адепт". Дёшево и сердито, но борщ с неприятным привкусом какого-то технического жира.. В книжном "Прометей" приобрели открытки, календарики, карту Новгорода. Карта оказалась точно такой же, как и наша старая, но за 2000г. Нашли кафе (названия не помню, формально – ООО "СМИТ", находится на нечётной стороне улицы, возможно, Б.СПб-й ул.) где, как и в прошлую поездку, попили молочный коктейль. Сказал бы доброе слово в адрес этого заведения, но после посещения его следующим утром не совсем приятно вспоминать про него.
Новгород: север ц.Спаса Преображения на Ильине, 18.08.2001 Новгород: ю-в ц.Спаса Преображения на Ильине, 18.08.2001 Новгород: юг ц.Спаса Преображения на Ильине, 18.08.2001
Наконец-то попали в Спаса на Ильине. Билеты по 10р. После посещения заведений, находящихся под церковной властью, в этой церкви обстановка была для меня наилучшей: никаких этих служек в рясах или платочках; не было особых ревнителей церкви из народу, готовых лбы порасшибать в своём рвении выслужиться сначала перед богом (затем перед ещё кем-нибудь); не висело никаких аляповатых новых икон со свечками и другими прибамбасами; стояли аккуратные строительные леса (впрочем, не мешающие) – было видно, что идёт научная работа. На первом этаже стенды с историей церкви; честно говоря, я уже был не самом свежем состоянии, но тем не менее с удовольствием/интересом всё внимательно просмотрел. Частично вскрытые фрески. Кассирша (приятная, спокойная женщина) немного рассказала нам и другим немногочисленным посетителям о фресках, причём без каких-либо розовых соплей. На втором этаже (проход наверх запоминающийся, в стене и крутой) в одном помещении выставка, посвящённая фрескам Феофана Грека. Почему-то это напомнило мне Москву (скорее всего, из-за полного бардака в голове от увиденного в Москве Рублёва и ещё год-два назад просмотренной книги по Греку). В другом помещении – мудрецы на колоннах. Забавно смотрится, непривычно. В итоге мне было приятно походить по этой церкви. Этому способствовало малое наличие наших туристов (в основном были "не наши", отечественные придурки быстренько проходили, их извилин недостаточно, чтобы чем-то заинтересоваться) и отсутствие факторов, по поводу которых я мог поворчать.
Новгород: в траве возле Воротной башни Гостиного двора; 18.08.2001 Новгород: север Никольского собора, 18.08.2001 Новгород: с-з ц.Параскевы Пятницы на Торгу, 18.08.2001 Новгород: ц.Параскевы Пятницы на Торгу, север; 18.08.2001 Новгород: юг ц.Георгия на Торгу, 18.08.2001 Новгород: ц.Георгия на Торгу, север; 18.08.2001 Новгород: юго-восток ц.Иоанна на Опсках; 18.08.2001
Опять "Колобок", по борщу. Ярославово дворище, я просто растянулся на траве, смотрел в небо; А. разглядывала собак на прогулке. Коктейль, кофе, морс в "Смит" (оно же "Веснянка" - 17.04.2003), причём по несколько заходов.
(Постоянно испытываю сложности как единым словом назвать ту или иную часть города. На имеющихся картах никаких координат типа меридианов-параллелей или всяких разных стрелочек, не нашёл. Так что возможны ошибки в моих определениях сторон света.) В прошлую поездку мы попали в северную часть Софийской стороны вечером, и все фотокадры фактически не получились. В этот раз получилось довольно удачно. Предварительно зашли в здоровенный несколькоэтажный магазин (ЦУМ?), где за неимением чего-либо другого купили себе на память пивную керамическую кружку российского производства, но неизвестного завода. Прошли точно таким же путём. Постояли перед опять закрытой территорией ц.Николы Белого Зверина монастыря, я начал фотографировать через решётку, но тут вышел сторож. В итоге он нас впустил, мы с ним проговорили не менее получаса – узнали, что в окружающих зданиях находится центр народного творчества, где умельцы чего-то там делают, потом приезжают группы интуристов и немного наших и частично скупают; на продажу специально не делают, хотя в последнем я сомневаюсь. Обошли вокруг церкви.
Новгород: запад ц.Троицы Духова м-ря, 18.08.2001 Новгород: юг ц.Троицы Духова м-ря, 18.08.2001 Новгород: запад ц.Троицы Духова м-ря, 18.08.2001 Новгород: восток ц.Троицы Духова м-ря, 18.08.2001 Новгород: юг ц.Петра и Павла в Кожевниках, 18.08.2001 Новгород: запад ц.Петра и Павла в Кожевниках, 18.08.2001 Новгород: с-з ц.Петра и Павла в Кожевниках, 18.08.2001 Новгород: восток ц.Петра и Павла в Кожевниках, 18.08.2001 Новгород: запад ц.Николы Белого; 18.08.2001 Новгород: ц.Николы Белого Зверина монастыря, восток; 18.08.2001 Новгород: ц.Покрова Зверина монастыря, запад; 18.08.2001 Новгород: ц.Симеона Богоприимца Зверина монастыря, север; 18.08.2001 Новгород: ц.Симеона Богоприимца Зверина монастыря, север; 18.08.2001 Новгород: верхушки ц.Симеона Богоприимца и ц.Покрова Зверина монастыря, восток; 18.08.2001 Новгород: ц.Симеона Богоприимца и ц.Покрова Зверина монастыря, восток; 18.08.2001 Новгород: ц.Покрова Зверина монастыря, восток; 18.08.2001
Новгород: стена Кремля; 18.08.2001 Новгород: ц.Иоанна Богослова на Витке с другого берега вечером; 18.08.2001 Новгород: Антониев монастырь с другого берега; 18.08.2001
Под конец дня – расслабляться, в Детинец пить медовуху (хотя ещё вчера сразу по приезду хотел туда, тогда бы уж точно никуда не пошли, а прямо там завалились бы спать). Вчера встретили группу велосипедистов 5-6 чел., в экипировке, не хухры-мухры, в летнем кафе в парке, чего-то пили. Как и следовало ожидать, они уже обитали здесь, с кружками медовухи. Я, как велосипедист-дилетант-старпёр, сразу определил, что это наши, питерские. Это подтвердилось, когда мы их увидели уже в Питере на выходе с электричке. Мы с А. так и не поняли весь прикол их поездки на великах в Новгород. Во-первых, ясно, что весь или большую часть пути они проделали на электричке. Во-вторых, кататься по Новгороду на великах – сомнительное удовольствие. С одной стороны, удобно с точки зрения минимизации времени и физических затрат на передвижение внутри города. Но другая сторона с лихвой обесценивает первую: не факт, что в электричке будет место; всё-таки пешком больше замечаешь и успеваешь как-то осмыслить; никуда толком не зайти, хоть и ставь десять замков на велик; не везде даже можно его поставить; а в гостинице?; да и спиртного толком не попить Поэтому, если и выезжать на великах куда-то за город, то лучше на природу, и никак уж для того, чтобы сидеть по кафешкам… (хотя немного привираю, видели часть их ещё на Ярославовом дворище, другая часть незадолго до этого покупала пиво в ларьке на конечной остановке на Б.Московской).
Выпили по стаканчику, стало хорошо, я даже взял ещё один на двоих. Сидели на травке, рядом с этой велогрупповухой. Уж пусть они не обессудят, но волей-неволей ухо ловило их разговор… Обычный трёп в ситуации, когда не о чём говорить, но надо, вот так в натянутом виде это протекало… не почувствовал в этом удовольствия для себя. Хотя со стороны выглядело несколько романтично не самые плохие велики, платки на головах (банданами, кажется, называются) и т.п.
21.45. Вечер. Закупили литр новгородского йогурта, колбасы, хлеба и в гостиницу.

День третий, заключительный

воскресенье, 19.08. 07.30. Подъём. План – в Юрьев монастырь, хотя лично я не особенно горел желанием.
08.15. Завтрак в ООО "СМИТ" точнее, его подобие. Данное заведение формально работает с 8.00. К нашему приходу кроме открывавшихся дверей, более ничего и никто не работал(о). Вру, полы мыли, что создавало определённые неудобства нахождения в помещении. Потом начала появляться работница, которая посетителей не обслуживает. Уж затем явилась продавщица. Но она тоже сначала долго готовилась, ходила туда-сюда, мелькала голыми бёдрами в рубашке типа "ночнушка", из чего я сделал вывод, что она без трусов. После произнесённого мною слова "коктейль" она, по утверждению А., зло выругалась в наш адрес. Кофе дала вчерашний, разогретый. Короче, завтрак получился прекраснейший, продолжительностью в хороший обед.
~09.15. Автобус №7. На окружающее за окном смотрели уже более осмысленно, чем в прошлый раз – и ориентировались гораздо лучше, и вспоминалось.
Новгород: колокольня Георгиевского собора Юрьева м-ря, 19.08.2001 Новгород: колокольня Георгиевского собора Юрьева м-ря, вход, 19.08.2001 Новгород: север Георгиевского собора Юрьева м-ря, 19.08.2001 Новгород: ю-в Георгиевский собор Юрьева м-ря, 19.08.2001 Новгород: в местной униформе возле Георгиевского собора Юрьевого м-ря; 19.08.2001 Новгород: запад Георгиевский собор Юрьева м-ря, 19.08.2001
~09.40. Прибытие в Юрьев монастырь. На входе я нацепил выданную юбку (был в шортах), А. – тоже (длина её родной юбки оказалась мала). В Георгиевском соборе началась утренняя (или заутренняя, не разбираюсь), мы зашли. Внутри много народа. Посмотрев на лица, показалось, что многие из них, за неимением собственных чувств, просто подражают, принимают маску верующего человека. Росписи внутри все новые, причём не восстановленные, а именно недавнего производства. Забыл, как такой тип росписи правильно называется, я могу охарактеризовать как "смазливый".
На территории монастыря ход везде запрещён, только вокруг собора. В прошлую поездку все дорожки были доступны (это видно по первым снимкам).
Витославлицы. Напротив входа расположились пару десятков лоточников. К моему великому сожалению, никого с пирожками не было. Зато купил себе за 70р. деревянную кружку, до сих пор забываю купить льняное масло для её обработки, так и стоит в шкафу (уже обработал - бестолку, абсолютно непрактична - протекает). В предыдущее посещение мы прошли бесплатно, пристроившись к экскурсии. В этот раз пришлось заплатить за вход, никаких экскурсий не было , зато народу никого, хорошо. Вдоволь нафотографировался. Внутри домов съёмка платная (20р.), снимать не стал, но и нечего было. В ц.Николы из д.Высокий Остров Окуловского района, куда я зашёл в т.ч., сидела тётка, занималась какой-то фигнёй. Она посмотрела немного за моими передвижениями и недовольно заявила, что "я ещё не готова". К этому моменту я уже всё посмотрел, и не стал вступать в прения с этой дурой. Дело в том, что график работы всего музея един для всех объектов. Если объект работает как-то иначе, то режим работы его должен быть указан отдельно. Этого для указанной церкви сделано не было, поэтому если какая-то мымра не успела дома сделать свой макияж или ещё чего там, то это её личная проблема. К сожалению, подобные вещи сплошь и рядом, особенно в провинции.
Новгород: мельница возле Юрьевого м-ря; 19.08.2001 Новгород: часовня в Витославлицах из д.Кашира Маловишерского района, XVIII в.; 19.08.2001 Новгород: Изба Екимовой в Витославлицах из д.Рышево Новгородского района, 1882г.; 19.08.2001 Новгород: ц.Рождества Богородицы в Витославлицах из с.Передки Боровичского района, 1531г.; 19.08.2001 Новгород: ц.Рождества Богородицы в Витославлицах из с.Передки Боровичского района, 1531г.; 19.08.2001 Новгород: ц.Рождества Богородицы в Витославлицах из с.Передки Боровичского района, 1531г.; 19.08.2001 Новгород: ц.Николы в Витославлицах из д.Высокий Остров Окуловского района; 1767г. (?), 19.08.2001 Новгород: ц.Николы в Витославлицах из д.Высокий Остров Окуловского района; 1767г. (?),19.08.2001 Новгород: ц.Успения в Витославлицах из с.Курицко Новгородского района; 1595г.;19.08.2001 Новгород: Юрьев м-рь из Витославлиц; 19.08.2001
Новгород: вид на Рюриково городище из Витославлиц; 19.08.2001
В сувенирном магазинчике всё, как и в городе, дорого. Покатались на "гигантских шагах". Так и не пришли к общему мнению, что же там, на другом берегу (см. фото). На пути к выходу закончилась фотоплёнка, и ц.Николы из д.Мякишево Хвойнинского района у меня не осталось.

11.55. Убытие из Юрьева монастыря на автобусе. Специально вышли на Сенной, чтобы купить подешевле фотоплёнку. Как дураки (признаюсь, из-за меня) потеряли кучу времени и сил, чтобы сэкономить пару рублей (за 78р.).

12.45. Кремль. Подождали, пока откроется б.Кукуй (был обед до 13ч.), поднялись наверх. Вид замечательный; не удержался и насщёлкал фото. А с какими фото- и видео- аппаратами ходили вокруг люди!…(причём наши), у меня даже слюна начала выделяться.
Новгород: башни Княжая и Спасская м-ря с башни Кукуй; 19.08.2001 Новгород: Ярославово дворище с башни Кукуй; 19.08.2001 Новгород: Юрьев м-рь с башни Кукуй; 19.08.2001 Новгород: Кремль, б.Покровская и Златоустовская с башни Кукуй; 19.08.2001 Новгород: Кремль, Софийский собор с башни Кукуй; 19.08.2001 Новгород: Ярославово дворище и р.Волхов с башни Кукуй; 19.08.2001 Новгород: Кремль, б.Княжая,Спасская,Дворцовая с башни Кукуй; 19.08.2001 Новгород: внутри б.Кукуй в Кремле; 19.08.2001 Новгород: б.Кукуй в Кремле; 19.08.2001

Новгород: алтарь Софийского собора; 19.08.2001 Новгород: Кремль, Софийский собор, алтарь; 19.08.2001 Новгород: алтарь Софийского собора; 19.08.2001 Новгород: Софийский собор - Корсунские ворота; 19.08.2001 Новгород: Софийский собор - Корсунские ворота с фресками; 19.08.2001 Новгород: Кремль, Софийский собор, юг; 19.08.2001 Далее – София. Ходили, параллельно зачитывая соответствующие места из (4) (вместо экскурсовода). Благодаря замечательному изложению Каргера такая "экскурсия" неожиданно стала увлекательной , пришлось самостоятельно искать объекты, о которых велась речь; часть увидели с ходу, а кое-что еле нашли.

Новгород: восток ц.Петра и Павла на Славне; 19.08.2001 Новгород: ю-в ц.Ильи Пророка на Славне; 19.08.2001 Новгород: с-з ц.Петра и Павла на Славне; 19.08.2001 Новгород: запад ц.Ильи Пророка на Славне; 19.08.2001 Новгород: верх цц.Филиппа Апостола и Николы Чудотворца; 19.08.2001 Новгород: цц.Филиппа Апостола и Николы Чудотворца (одна из них); 19.08.2001 Новгород: цц.Филиппа Апостола и Николы Чудотворца (одна из них); 19.08.2001 15.00. Обед в "Колобке". Пошли смотреть церкви на Знаменской (запад Торговой стороны). Сфотографировали ц.Ильи Пророка на Славне, из которой сделали жилой дом, хотя висит табличка "Памятник… Охраняется государством". Я заглянул в "подъезд". Общий вид церкви впечатляет ужасным состоянием. Представляете, что надо сделать с церковью, чтоб жить в ней? Прорублены окошки, везде провода висят.

16.00. На вокзал двинулись пешком, т.к. с этой конечной остановки вначале Б.Московской ул. ни один автобус туда не ходит. Чтобы успеть на последнюю электричку (из двух , предыдущая – в 16.30) решили подстраховаться и в районе Софийской пл. сели на подошедший авт. №101, и за 3р.10к. добрались до вокзала. Затарились пивом в пластике, последнее посещение всех необходимых помещений и
17.00. Электричка в СПб. На нашу голову, вскоре в купе напротив села парочка хипующих в стиле 60-х девиц, холёные, этак примерно 1-2 курс вуза. Они слишком высокого мнения о своём слухе и голосе, и с подвыванием исправно голосили на гитаре соответствующие песенки, и все в округе дружно морщились. Билеты проверяли 5-7 раз, некоторые контроллёры шли с разрывом минут 10, и им пришлось проходить мимо из-за возмущавшихся проверяемых.

Заключение

Поездка, как и планировалось, была малобюджетной, менее 2т.р. на двоих на три дня, но полностью оправдала наши ожидания (самый большой промах – организация 1-го дня), отдохнули прекрасно. Конечно, выбранный способ передвижения (электричка) на такие расстояния прилично выматывает (со своей машиной было бы вообще замечательно, так что рекомендую; правда, с её парковой возле дешёвых гостиниц есть небольшие проблемы – стоянки неохраняемые). Погода не подвела. В целом город, как нам показалось, стал немного лучше в отношении туризма.