При поддержке
литературного портала
Россия: Псков: поездка 12.1999 обновлено23.03.2008 15:09 Псков - Гостиницы - Транспорт - Фото - Декабрь 1999г. - Апрель 2001г. Июнь 2004г.

Участники: Вадим, А.

Предтеча поездки

Ещё летом нас разобрало на стремление к перемещению по древнерусским городам. Первой жертвой этого умопомрачения стал Новгород, где и возникло желание увидеть Псков. И осуществить задуманное хотелось сразу же ­– летом. Но! Life is life, c`est la vie и в том же духе. Начались “военные действия”, которые совпали с активизацией трудовой деятельности, неоднократным приездом родственников, нашим переездом; из-за этих коллизий и перипетий поездка состоялась только в декабре. Возможно, наш поступок покажется многим необдуманным (к чему и мы иногда склоняемся в воспоминаниях), ибо променять зимой уютную тёплую квартиру на путешествие по заснеженной (точнее, слякотной) России могут только два безумца. Неудовлетворённые столь кратким пребыванием в Новгороде, в Псков мы решили поехать, имея в запасе 4 дня. Итак, отъезд назначен на четверг, девятое декабря 1999 года, в 8.00 …

Трансконтинентальный перелёт “СПб–Псков”

билет на автобус в Псковчетверг, 09.12.99 Переночевав в Купчино, “бодренько” встав с утра, мы таки благополучно опоздали на рейсовый 74-й автобус, на маршрутке приехали на автобусный вокзал, прощальным взглядом окинули станционные киоски, я посетил самое популярное заведение, и мы законным образом заняли свои места.
08.00. Как только началось движение, нас обуял богатырский сон, и кое-кто избрал себе убежищем маленькое, уютное пузико соседа. Углубившись в потёмки подсознания, мы проспали и домик станционного смотрителя, и усадьбу Набокова. Проснулись уже под Лугой с неопреодолимым желанием посетить лучшие места города (забегая вперёд, отметим, что, как оказалось, данное стремление являлось устойчивым и неотъемлемым компонентом всей нашей поездки). После опустошения нас ждало лужское чудо – прекрасная старушка с домашними пирожками, кои мы тотчас приобрели. Их аппетитность толкнула нас на некоторую щедрость (мы не взяли сдачу). Осчастливленные, плюхнулись в автобус и без особых впечатлений доехали до Пскова.

День первый. Псков и только Псков

14.00. В который раз пришлось пожалеть, что нет третьего. Видок был у нас живописный: полная растерянность на лицах. Такое впечатление, что мы проехали не две – три сотни километров, а провалились куда-то назад во времени. После летнего Новгорода зимний Псков встретил какой-то глубокой провинциальностью, даже деревенщиной. Все было серо, уныло: казалось, что вот-вот из-за угла выедет телега. Перед нами стоял автовокзал: маленькое, обшарпанное здание, справа от него – гряда убогих ларьков, у которых толпились, меся ногами грязь, аборигены. За ларьками – свалка системы «общественный туалет». У самого вокзала – неоформленная масса людей с тележками, котомками, стройматериалами, чуть ли не с коровами. Впечатление усилил контраст между автовокзалом и находящейся напротив современной автостоянкой типа петербургской "Shell".
Обалдевшие, на автопилоте мы ринулись к ларькам, ведомые заложенной еще в Питере программой: купить карту. Наши неосмысленные метания "среди трех ларьков" привели к продавцам пирожков. Придя в восторг от дешевизны, я сразу же купил один с рисом, но он не шел ни в какое сравнение с лужским чудом. Карты мы так и не нашли, как легкомысленно предполагал один из нас (не будем называть её имени). Ненормальное состояние подтолкнуло к мысли, а не смотать ли нам по-быстрому обратно в Питер, а все увиденное приписать обоюдной галлюцинации.
Мы вошли в автовокзал. Здесь нам ждало еще большее потрясение. Все стены были завешены расписаниями, выстроенными непонятно по какой логике (не далась она ни филологу, ни технарю). Справочное закрыто. Все пространство заполнено диалектными старушками и стариками с их бесконечной поклажей. Все это венчала вывеска магазина с мистическим названием "Может быть". В итоге, обойдя весь вокзал и просмотрев различные версии этого расписания, потихоньку разобрались (по-крайней мере нам тогда так показалось).
Дальше было повеселее – мы начали двигаться по городу в поисках железнодорожного вокзала, чтобы все-таки купить карту. Конечно, сначала пошли в обратную сторону от него. Но вскоре задумались, с некоторой вероятностью прикинули, с какой стороны наш автобус пришёл, и увидели позади автовокзала пассажирские вагоны на путях. С помощью индуктивного метода определили другое направление движения и повернули обратно. В отличие от автобусного железнодорожный вокзал был более приятен для глаз. Небольшое, старинное, недавно отреставрированное здание напомнило нам вокзал в Новгороде. Здесь мы купили аж две карты ((3) и (4)) и сразу же стали искать по ним свое местоположение, Старый город и пути его достижения. Занятие по топографии происходило в привокзальном кафе, где пред нашими очами предстал целый ряд новгородского пива, которое мы полюбили, будучи в Новгороде, и по которому успели давно соскучиться. Это незначительное открытие вселило в нас надежду, что не все так плохо в Пскове. Там же на вокзале мы увидели первые признаки умопомешательства на "нашем всем". Пушкин действительно часто бывал в Пскове, и этот факт странным образом отразился в конце ХХ века в названии вокзального магазина типа "Очей очарование", во всевозможных плошках, мисках с изображением поэта и в надписях на урнах приблизительного такого содержания: "Пушкин forever", "да здравствует пушкинизация всей страны" и т.п.
При использовании одной из карт (3) (по назначению, конечно, а не так, как все сразу начинают думать) я почувствовал, что в этой брошюре что-то не так – плохо сгибалась в одном месте. Этим местом оказалась икона преподобного Серафима Соровского. Чуть более детально осмотрев карту, выяснил, что гении из книготоргового бизнеса налепили календарик с преподобным на информацию о брошюре, дабы скрыть дату составления оной – 1987 г. Вспомнив, что покинуть Псков можно и на поезде, мы решили ознакомиться и с ж/д расписанием. Оно тоже было своеобразным – куцая таблица поездов с большим количеством различных объявлений, в которых отменялись, менялись, добавлялись эти и другие поезда.
Выйдя из вокзала, я было ринулся по ближайшей улице, ведущей к центру (ул. Яна Фабрициуса) – по аналогии с пр. Карла Маркса в Новгороде. Но А. предложила двигаться по Октябрьскому проспекту, т.к. некая мифическая знакомая сообщила о магазине керамики, который находиться где-то на этом проспекте. Это никак не портило наших планов, потому что Октябрьский вёл прямо к Кремлю, а там недалеко и к гостинице. На перекрёстке Вокзальной и Октябрьского нас ждал транспарант времён развитого социализма, который звучал что-то вроде «Приблизим коммунизм ударным трудом», а рядом синел плакат примерно такого же содержания, который в современном прочтении гласил: “Блок Жириновского – это ЛДПР”. Надо отметить, что наша поездка происходила накануне выборов в Государственную Думу, поэтому по городу были расклеены агитационные листки и размещены рекламные щиты. По нашим наблюдениям, за Псков в основном боролись (в порядке убывания количества увиденной агитации) Жириновский, “Медведь”, “Партия за Сталина”. Никакими “Правыми силами”, ОВР, “Яблоками” и не пахло.
Ну вот мы на Октябрьском пр. Поначалу даже и не поняли, что это центральная улица, как это было показано на карте. Но “чем дальше в лес, тем толще партизаны”. Первой зацепкой был указатель “Гостиница “Кром”. 100 м”. Мы свернули на ул. Металлистов. Это общежитие, перестроенное в гостиницу, напомнило нам почти аналогичную гостиницу в Новгороде. Цена была приемлема, но от заселения в неё нас остановило неудобное территориальное расположение (удалённость от центра), а главное, неприветливая, грубая администратор. Двинулись дальше. Следующее, что сразу бросилось в глаза – шикарнейшее здание на противоположной стороне, выделявшееся на общем фоне. Скорее всего, это стилизация под старину с большим вкраплением современных элементов вроде затемнённых окон, стеклянных куполов и т.п., с ультрасовременной пристройкой типа западного небоскрёба, но только малоэтажного. Весь этот комплекс напоминал город внутри города, и естественно, принадлежал Сбербанку России.
Непосредственно перед Старым городом – гостиница “Октябрьская” с претензией на шик-люкс, но при этом с вонючим вестибюлем и холодной атмосферой (не температурной, конечно). Проходя Летний сад, я обратил внимание на композицию в бронзе, запечатлевшую Пушкина и его няню Арину Родионовну. Впоследствии мы долго пытались найти это произведение искусства на карте, но всё оказалось гораздо проще: Пушкин оказался Пушкиным, а вот Арина Родионовна – крестьянином! (3)-4, “Пушкин и крестьянин”).
Продвигаясь вглубь Пскова, мы не пропускали практически ни одного магазина и кафе. Хотелось хорошего крепкого чёрного напитка, но увы! кроме неуютных интерьеров и дорогого кофе мы ничего не обнаружили; в Новгороде в этом отношении лучше. Керамический магазин тоже не нашли. Зайдя в “Сувениры”, что в самом начале Старого города, попали в небольшой отдел посуды, но никто из аборигенов не смог сказать, где и кто выпускает псковскую керамику. Пройдя ещё немного по Октябрьскому, мы увидели небольшую церковь (Анастасии Римлянки (1)-71), решили осмотреть её. Подойдя поближе, увидели ещё одну церковь (Новое Вознесение (1)-75), и т.д. Таким образом мы осмотрели все церкви в этом треугольнике улиц (Василия на Горке (1)-70), Николы с Усохи (69), Богородицы Одигитрии (1)-68). Последняя церковь нас, конечно, заинтриговала своей непонятной архитектурой – то, что она разрушена, было ясно, но хоть примерно вообразить первоначальный вид мы не смогли (лишь позже, уже в Питере, А. в библиотеке разыскала вид этой церкви до разрушения, и даже срисовала её. (Если у меня руки дойдут, то отсканерню все прилагающиеся материалы). На её первом этаже в окно была видна какая-то медицинская лаборатория. Позже узнали, что в этом здании проводят процедуры, связанные с облучением. Видимо, это одна из причин, по которой церковь не восстанавливают.
Достигнув Кремля в темноте, уже изрядно потрёпанные, мы поимели различные мнения относительно дальнейших действий: я – за дальнейший осмотр этих самых достопримечательностей, А. – за наискорейшее достижение следующей по курсу гостиницы. Поддавшись плачу Ярославны, я уговорился на 2-й вариант. Как следствие, переход моста Советской Армии. (Многие элементы окружающего ландшафта и архитектуры мне сильно напомнили Новгород, в т. ч. и вид с моста). Смутно помня название наиболее дешёвой гостиницы, найденной по инету, сделав небольшой крюк по Рижскому пр. – ул. М. Горького – ул. Краснознаменская, мы попали в цель – в гостиницу ”Турист”. Она расположена на Завеличье, почти на берегу р. Великой напротив Кремля. Рядом с ней стоит церковь Успения с Парома (1)-96), а также легендарный крест княгини Ольги, который якобы был ею поставлен при закладке Пскова. Церковь же названа в память проходившей здесь в средние века переправы между Торгом в Кроме (или около него) и торгом с иноземцами. Как нам позже рассказали, заморских купцов не пускали на территорию Кремля в целях безопасности, поэтому торг с ними был перенесён
гостиничная карта
После продолжительного разговора с весьма приятной администраторшей мы сняли 3-х местный номер на двоих – так было дешевле (~120р.) – на 1 сутки. В этом месте мы сделали небольшой отдых, ознакомились с меню местного ресторана. Как ни странно, присутствовали весьма дешёвые вещи типа чая, рассольника, салатов, что первое посещение ресторана при гостиницемы не замедлили заказать.
Убранство на столах было почти шикарным – салфетки на столешницах, приборы. Воттолько музыка и качество обслуживания подкачали – соответственно, русская непрерывная дребедень из магнитолы и какое-то высокомерное отношение к нам, но, слава богу, без хамства. Тем не менее в общем было хорошо, почти классно.
И вот, пошли мы подробно осматривать город. Естественно, древний Кремль “манил и звал”. Дойдя до него, мы резко почувствовали недостачу – нам явно не хватало фонариков. В Кремле – почти ни души, свет – кусками, и куча темноты. И тут мы почувствовали себя то ли первооткрывателями, то ли идиотами – полезли на стену. Темнота, тишина, слева – тёмный склон, справа – частями освещаемые здания Кремля; одним словом, романтика! Поэтому практически единственным способом исследования стало осязание. Взобравшись по каким-то выступам на западную часть Стены, на ощупь пройдя по верхнему боевому ходу, осмотрев город из бойниц, наглотавшись адреналина, вернулись на землю.
Выйдя на яркоосвещённый Октябрьский проспект, мы достигли пятую крепостную Стену. В районе проспекта Стена отвечала нашим ожиданиям: прекрасное защитное сооружение, массивное, с настилом и крышей: внешний вид как с картинки. Пройдя совсем немного вдоль неё, нашему взору предстали жалкие останки прежнего величия, совсем разрушенная Стена, превратившаяся в длинный курган с торчащими крошащимися известковыми плитами. Здесь наш спор о том, насколько аутентична Стена, склонился в мою пользу (я утверждал, что всё, что мы видели до этого сделано недавно, в наши десятилетия). Конечно, А. сразу придумала отмазку, начала разъяснять, что она имела ввиду: новыми камнями была обложена старая стена (что и было на самом деле). А я, в свою очередь, убедился, что это были плиты, а не кирпичи. Так мы достигли самой толстой в Европе башни – Покровской. И опять мы пожалели, что у нас нет приборов ночного видения. Осторожно ступая по стене, мы добрались до второго уровня башни. Войдя внутрь ниши, мы увидели башню изнутри. Меня зрелище поразило, напомнило показываемый по TV форд Баярд (ассоциация возникла из-за моего бедного невыездного кругозора), только в плачевном состоянии. Крыша отсутствовала, из стен торчали остатки брёвен для настила, которого не было вообще. Спустившись на землю, через заваленый вход протиснулись в основание башни. Хотя почти ничего не было видно, чувствовалось, что вокруг всё загажено, куча мусора. Позже узнали, что вся башня – чистый новодел, а сравнительно недавний пожар, устроенный псковской шпаной, уничтожил все деревянные элементы. Мы пожалели, что не могли взобраться на самый верх башни, чтобы посмотреть на р. Великую. Думается, что вид был бы захватывающий. Разобравшись с устройством башни, подивившись её размерам, мы отправились к близлежайшей церквушке. Потом экскурсовод рассказала, что это две церкви (Покрова и Рождества Богородицы (1)-84), построенные в разное время, но имеют общую стену и зеркально друг друга повторяют. Перед нами стояло два креста, которые мы не смогли из-за темноты разглядеть. На этом решили закончить с adventure и пойти в гостиницу. Вернулись к мосту вдоль восточной Стены, но здесь она уже местами полностью отсутствовала. Добравшись до нашего временного пристанища, мы опять посетили уютный второй заход в ресторанресторан, где на глазах у изумлённой публики нам подали чай за 90 коп. (правда, тонкий ломтик лимона стоил больше самого чая, но это мелочи). Жаль, но в это время кухня уже была закрыта, и я не получил своего рассольника/солянку. После скромной трапезы А. пошла принимать положенный бесплатный душ, в течение которого я оберегал её от шумевших постояльцев и читал единственно имевшуюся у нас книгу про Псков (6).

День второй. Псков и Печоры

пятница, 10.12.99 10.00. Какое утро без ресторана!
Ещё в Питере мы собрались посетить Печорский монастырь, Труворово городище под Старым Изборском. Поэтому вышли с намерением дойти до вокзалов, узнать расписание. По просьбам трудящихся по дороге посетили местный рынок возле Ленина, за зданием Педагогического института. Выйдя на Октябрьский, почти тотчас свернули к турфирме в Комиссаровском переулке, где нам предложили варианты экскурсий и по Пскову, и по Печорам, и по Старому Изборску. Но для экономии средств и времени посоветовали сходить в Кремль и присоединиться к какой-либо экскурсионной группе. Так мы и сделали – направились в сторону Кремля. (Одно из общих впечатлений – гораздо больше, чем в Новгороде, нищих. И не только возле церквей, но и при входах в магазины). В поисках кремлёвского экскурсионного бюро зашли в Троицкий собор. (Едва сдерживая эмоции, передаю перо А.). Там мы обнаружили маленького щупленького старичка, который сразу же после того, как мы зашли в собор, потушил свет в главном помещении. Наши деликатные просьбы включить свет привели лишь к кратковременному результату – он включил, походил-походил, поворчал и опять почти всё выключил, оставив лишь какую-то подсветку, не считая свечек у икон (эта скотина явно хотела денег, и эта “наклонность” весьма явно прослеживалась практически во всех церковных заведениях. В этом отношении нищие более "благородны" – просят денег в открытую. – Прим. Вадима). К иконостасу было не пробраться, ибо вся церковь была огорожена красной верёвкой, поэтому пришлось разглядывать лишь то, что можно было разобрать в тусклом свете. Благодаря милой старушке, которая продавала свечки, мы узнали, что верхняя часть храма ещё не освящена, поэтому там не проходят службы. Все богослужения проводятся внизу, внизу же расположены усыпальницы великих псковичей. На улице нас уже ждал дождик; в его сопровождении мы вышли к воротам в Кремль и там нашли экскурсионное бюро “ПсковИнтур”. Однако стоимость услуг (экскурсия по Кремлю и Старому городу) оказалась неприемлимой – что-то около 125р. Поэтому мы просто пошли к ближайшей достопримечательности – Приказной палате. Пристроившись к пожилому школьному учителю, посещение Приказных палаткоторый довольно интересно рассказывал 10-ку своих оболтусов про древний Псков, мы осмотрели музей, поразглядывали пергаменые книги, в раскрытом виде лежавшие на соответствующих столах (стол воеводы, стол судьи и т.п.), всякие мелкие вещи, сундуки, печи с израсцовыми плитками. На стендах была вывешена различная информация об археологических раскопках, реставрации Кремля.
Честно говоря, мы даже не знали, что нам делать после музея. Хотелось посмотреть город, но явно требовались комментарии, наших знаний не хватало. Мы поделились нашими сомнениями со смотрителем музея. Она тут же вызвала нам экскурсовода. В ожидании её прихода мы купили парочку книг (1),(5) и сделали первые снимки в Пскове, которые в итоге не получились. По приходу экскурсовода опять пошёл мелкий дождик. Известие об отсутствии у нас машины Маргарита приняла стоически (за что ей большое спасибо) – по крайней мере, на лице у неё ничего не отразилось. Но слава богу, зимний дождь перестал лить довольно скоро. Мы выбрали экскурсию только по Старому городу, без захода в Кремль, дабы сэкономить наши средства. За сутки нашего пребывания накопилось множество вопросов относительно устройства Кремля, Стены. Наверное, экскурсоводу показалось странным, что поначалу интересовал только Кремль, хотя от экскурсии по нему отказались; но “экономика должна быть экономной”. Отверстия в подошве Стены, назначение которых так волновало меня, оказались бойницами для пушек, хотя до сих пор мне такое устройство кажется странным, т.к. в таком случае оно должно ослаблять оборону Стены за счёт дополнительного отверстия прямо на уровне земли. Хотя учитывая, что такое массивное сооружение как Стена, опустилась в землю на пару-другую метров, то эти отверстия изначально были значительно выше. Узнали последовательность возведения Стен. Ну, во-первых, они все оказались новоделом, как я и говорил ранее. Первая Стена – самая древняя, окружает Кром – центр средневекового Пскова. История второй Стены связана с князем Довмонтом-Тимофеем. Она защищала Довмонтово городище, современный вид которого представляют поднятые над уровнем земли фундаменты зданий, законсервированные археологами. От третьей Стены посадника Бориса осталась только Плоская башня. Саму стену разобрали ещё в XV в. за ненадобностью. Ныне не существующая четвёртая стена (разобрана ещё в средние века за ненадобностью) проходила вдоль р. Усохи (сейчас это Профсоюзная ул.). Последняя и самая длинная по протяжённости Стена, охватывающая весь Окольный город, до сих пор сохранилась в полуразрушенном виде с вкраплениями новостроя, что вчера мы и наблюдали. Фактически экскурсия началась на берегу р. Великой рядом с башней Власьевской, которую взял в аренду псковский предприниматель дабы организовать ресторан русской кухни. Поэтому мы и не смогли попасть на находящуюся там смотровую площадку. Маргарита показала церковь Успения с Парома ((1)-96), рассказала об устройстве Торга в древнем Пскове и о строящейся часовни св. Ольги. Ещё вчера на другой стороне моста мы заметили заброшенный дом явно дореволюционной постройки. Оказалось, что это двор купца Батова, одного из самых богатых псковичей начала XX в. Существует история, по которой Батов предложил построить мост через р. Великую на свои средства, но с условием, что тот будет носить его имя. Однако остальным купцам это не понравилось, мост был построен вскладчину и назван Ольгинским. Несколько раз перестроенный, сейчас это мост Красной Армии. Сам же дом Батова реконструкции не подлежит, хотя он ещё хранит остатки внешнего роскошного убранства: оригинальные израсцовые плитки, лепнину, мозаичное над входом в дом. Проходя вдоль стены, обозрели "голову профессора Доуэля" (в Пскове так называют памятник финскому композитору Сибелиусу). Поднявшись по Профсоюзной улице в глубь города, осмотрели бывшее подворье Печорского монастыря, где находится описанная ранее церковь Богородицы Одигитрии ((1)-68). Маргарита повела нас к типичной для псковской архитектуры церкви Николы с Усохи ((1)-69). … часть здания ушло в землю, откопан только один вход. Перешли дорогу и бегло ознакомились с церковью Василия на Горке ((1)-70). Следующая церковь представляла собой архитектурный сплав древнерусской традиции и классицизма – Анастасии Римлянки ((1)-71) В отличие от предыдущих она имела звонницу в виде башни со шпилем, наподобие Петропавловского собора в Питере. Затем по дороге в Поганкины палаты мимоходом посмотрели церковь …, стоящую в лесах, но для нас ввиду своей новизны (XVIII в.) и стиля особого интереса не представляла, а также объекты гражданской архитектуры – палаты Меньшикова, дом губернатора и др. Первое впечатление от Поганкиных палат – что это тюрьма: глухие массивные стены, небольшие узкие окна-бойницы. В те времена из-за пограничного положения Пскова богатые люди строили свои дома как мини-крепости, которые могли бы вынести длительную осаду. Однако современный вид (по словам Маргариты) сильно отличается от первоначального – раньше было много деревянных элементов-надстроек, которые не сохранились. В ходе прогулки от Крома вдоль р. Великой мы выложили все вопросы, которые успели накопиться у нас за эти сутки. Надо отдать экскурсоводу должное, она удовлетворила всё наше любопытство, и довольно живо, без особых пафосных речей, рассказала нам основную историю Пскова. Как я уже сказал, мы прошли вдоль частично сохранившейся Стены и в том месте, где раньше была 4-я Стена (ул. Профсоюзная), повернули. Осмотрели треугольник церквей, Поганкины палаты, дошли до Покровской башни. Здесь рассмотрели два креста, которые мы не смогли одолеть предыдущим вечером из-за темноты. К своему сожалению узнали о сравнительно недавнем пожаре в башне, уничтожившем деревянный купол, и, насколько я понял, настил. Тут же Маргарита поведала о деяниях Петра 1-го при сооружениях бастионов, чему последовала бурная негативная реакция А. Наша экскурсия закончилась на ул. Советской, причём я долго метался по киоскам и магазинам в попытке разменять 100р., чтобы заплатить 50р. Далее мы последовали совету Маргариты и двинулись дальше вдоль Стены к башне Михайловской. Восхитились памятником какому-то Л. Поземскому ((3)-5) в фаллическом стиле, обошли кругом башню, сожрали последние бутеры. Дело близилось к вечеру, и мы успели подустать, наши дальнейшие решения уже были не столь единодушны как прежде. Рассмотрев несколько вариантов последующих действий, решили купить долгожданную керамику, высмотренную в "Гончаре" и уже отложенную в "Сувенирах". А чтобы не возвращаться по той же дороге, пошли наперерез к Октябрьской и попали на Гоголя. Справа – явно тюрьма, слева – полуразрушенный дом – весёлое местечко! Остальные впечатления смазались из-за утомлённости. В "Гончаре" купили только две синие глиняные тарелки – больше ни на чём глаз не остановился. Как всегда, большая часть ассортимента была в виде различных извращений а ля Пушкин, ещё то убожество. Закупка, как мне тогда показалось, каких-то глиняных черепков, благополучно завершилась. (Уже весной 2000г в Кронштадте, где мы на тот момент жили, я расколотил шикарную кружку из Пскова тюльпанообразной формы; в Пскове в магазине она была последней, а в Питере ничего подобного не видели. Только зимой 2000/01 мы её увидели за 125р., что примерно раз в 5 дороже, чем в Пскове). Не забыли и подарок для одной хорошей знакомой.
Периодически А. бредила мифическим "Синим льном" – фирменный магазин изделий изо льна; где она узнала о нём – не помню. И после магазинов с глиной нас укусили муха идти искать этот самый "Лён" пешком, т.к. темнело, и идти что-либо рассматривать не имело смысла. Прилично протопав, успев выпить пива (кажется, "Чёрный принц"), мы нашли здание с вывеской "Синий лён". С криком (про себя) "ну наконец-то!" ринулись искать вход. Внутри магазин был явно не тот. Узнав, чего мы ищем, продавец махнул рукой на помещение напротив и со словами "Он ещё полгода назад сгорел" попытался втюхать нам по оптовым ценам новогодние подарки. Такое известие повергло нас (ну, как минимум, А.) в состояние минуты молчания. Конечно, назад пешком уже не пошли.
билеты на городской автобус
18.30. Сели на автобус (какой-то новой конструкции) и прямиком до вокзала (узнать, как бы нам добраться до Печор), хотя чуть было не вышли у кремлёвского кинотеатра от нечего делать. На автовокзале, откинув обычную рассудительность и т.п., отбыли в Печоры, вернувшись в Псков уже на следующий день.

День третий. Печоры и Псков

По прибытию из Печор, как полагает осмотрительным людям, узнали на этом долбанном (почему – см. ниже) автовокзале в справочной когда ближайший вечерний автобус на Питер – в 00.55, 01.25. С лёгким сердцем, как доверчивые котята, попёрлись гулять опять – по Фабрициусу, где чуть было не купили тарелки в дополнение к уже купленным другого цвета, но А. заметила пошкрябанность, и сделка не состоялась. Подкрепились хурмой на базарчике. Нашли музей при Поганкиных палатах, но решили посетить его попозже, чтобы успеть сейчас сделать фото при свете; только в магазинчик успели заскочить. Сделали последние снимки возле церквей (они в итоге не получились, наверное, из-за того, что смеркалось). На обратной дороге в музей нас окликнула прохожая (оказывается, это продавщица в том магазинчике, и она нас запомнила) и сообщила, что музей уже закрывается. заход в Черскую
Пришлось посещение отложить на будущую поездку. С горя попёрлись на Октябрьский искать кафешку. Нашли кафе "Черская". Там был классный официант – молоденький, небольшого роста, вежливый… Короче, А. успела очароваться им (что она рьяно отрицает до сих пор).
19.00. Для продолжения убивания времени пошли в кинотеатр возле Кремля на "Ледяную страсть" (хотя в оригинале фильм назывался абсолютно не так, но уже не помню точно). Какие-то молодые девчонки напились и тут же на выходе вернули всё назад.
Опять в Кремль, попытка сделать фото под фонарём (не получилось). Ничего лучше не придумали, последний раз в ресторане при гостиницекак зайти в ресторан при гостинице, где мы жили. Кроме чая, ничего не взяли (с 21.00 горячее не подают). Тут же у администратора увидели чашку. А. решила, что это будет хорошим подарком для ещё одной нашей хорошей знакомой. Покупаем… и нет сдачи (кстати, в Пскове это часто с нами случалось. Причём купюры у нас были не крупнее второй заход в Черскуюсотенных (мы ж люди бедные ). Ладно, решили дальше по Рижскому пр. прогуляться,заодно и деньги поменять. Поцокали языками по поводу шикарной обстановочки и соответствующих цен в гостинице "Интурист", где останавливалась мама А. На обратном пути купили эту чашку. И, конечно, опять в кафе "Черская" к этому официанту.

День четвёртый. Отъезд

воскресенье, 12.12.99 "Уставшие, но счастливые" (фраза периодически попадается в описаниях велопутешествий на http://spbfp.atlant.ru и в книге (7)), в предверии отдыха в автобусе, заявились на вокзал, а там никакими автобусами и не пахнет ни в 00.55, ни в 01.25, однако на улице было весьма нежарко! Жаль, что рядом не присутствовали эта сволочь из справочной… Устроили чтение вслух в ночном городе книг про Псков (думаю, что жильцы домов рядом с автостанцией смогли насладиться нашими голосами). В итоге в 02.00 прибыл автобус Смоленск – Питер, практически полный.
Цену за проезд водила слегка заломил (где-то на 10р. выше, т.е. ~20%), но выбирать было не из чего. Войдя в автобус, с нами приключился лёгкий удар – все эти смоленские чуда-природы усиленно жрали (это в 2 часа ночи!) какие-то вонючие гадости и пердели так, что печорский автобус показался благоухающей полянкой в лесу. У меня закралось жуткое подозрение, что они тут же срали и ссали – такой был дух. После ряда медитативных приёмов (типа возгласов "скоты, ублюдки, сволочи") мы кое-как задремали в этом угаре (повезло хоть, что сели рядом). При этом я уже почувствовал потребность… (ничего, что так часто обращаю на это внимание?). Подумал, что выйду на ближайшей остановке (наивный). Проснулся (~04.40) от того, что сильно приспичило, и увидел, как мы как раз отчаливаем со стоянки… Это было пострашнее и печальнее, чем возле Изборска. После определённого героического воздержания я узнал у водителя, что ехать осталось совсем немного, около часа. И вот так, исходя просто на нет, доехал до Питера – но только не за обещанный час, а за 2.
06.45. На метро Московская моё терпенье лопнуло (но не внизу), и, надеюсь, попавшееся мне деревце теперь будет расти гораздо лучше.
На этом, не считая цепочки м. Московская – м. Старая Деревня – машина – Кронштадт – магазин (08.20) – дом, всё путешествие закончилось, осталось лишь небольшое количество фоток (много не получилось).

Заключение

Данный труд писался примерно месяцев 6 с большими перерывами, окончательная версия вышла в июле 2000г. В первой части преобладал умище А., во второй – мой скромный талант. К сожалению, мы допустили много ненужных описаний, но переделывать уже было лень; к тому же за это время мы успели посетить 2-й раз Новгород, пару раз Выборг, т.е. впечатление от Пскова начали потихоньку стираться (поэтому летом 2000-го обязательно опять скатнёмся).
Да не введут вас в заблуждение различные мои выпады против всех и вся , путешествие было классным, и не могла быть иначе, ведь всё зависит не от места этого самого путешествия, а от компании! На самом деле Псков весьма интересен для обзора, экскурсий. Но т.к. мы люди, то и человеческий фактор весьма важен в таком отдыхе (а это был отдых на выходных), поэтому я и брызгал слюной в сторону того быдла, с которым приходилось сталкиваться. Так что забудьте всё то, что смогли перед этим прочитать (если вы всё-таки дошли до этих строк) и смело катитесь в Псков! А также в Новгород и т.д.!
PS. 2001.01.24. Конечно, ни до какого сканирования фотографий не дошло (сменил работу, и сканер стал не совсем доступным). Перед поездкой в июле 2000г. в Псков мы основательно подготовились, покопавшись в инете, в том числе разослали письма с запросами туристическо-экскурсионным фирмам, и получили ответы от ООО "Фортуна-Тур", ООО "Гостиница Октябрьская", ООО "Апрель", за что им огромное спасибо. Но в поезде меня арестовали в связи с уклонением от службы в армии, последовала долгая и не очень радостная эпопея для меня и моих знакомых, особенно для А., я просидел почти два месяца в тюрьме, и впечатлений хватило по самые гланды, поэтому ближайшая поездка в Псков будет вряд ли раньше лета 2001г.
Прочитав всё вышенаписанное, первым желанием было выкинуть сей труд из-за очевидной литературной слабости очерка. Но стало жалко потраченного времени на первый подобный для меня труд, и я его оставил.
P.P.S. 2001.07.23. Сегодня всё-таки начал вставлять фотки – намучался, может, с непривычки, может, надо вырастать из Worda
P.P.P.S. 2001.09.08. Смотрю на обработанные мною фотки – какая всё-таки пахабщина. Надеюсь, в описании к следующей поездке получилось получше.