За несколько лет поездок накопился некоторый простой, но всё-таки опыт. Излагаю специально, т.к. сам иногда непростительно забываю о некоторых элементарных вещах. Напоминаю, любая т.зр.,в т.ч. и моя, субъективна – доверяй, но проверяй.
1. Минимальный набор в поездку.
Что очень полезно (а для любителей горячего чая первые 4-ре вещи просто необходимы) иметь при поселении не только в дешёвые, но и даже в **-*** звёздочные (более высокозвёздочные не посещал) гостиницы и вообще в поездках, особенно в России:
небольшой кипятильник – как правило, кипяток есть только у дежурной. Бегать к ней со стаканами – удовольствие ниже среднего; особенно в неурочное время. Формально кипятильники запрещены в гостиницах, но... ☺;
хотя бы одну кружку на двоих. В поезде получаешь независимость от действий проводника. Обычно сразу по приезду, проходя мимо соответствующих магазинчиков, я пытаюсь купить вторую (а то и третью), какую-нибудь поинтереснее, желательно местную, кружку. Таким образом, дома уже скопилось пару десятков различных кружек; несмотря на периодическое проявление роста рук из задницы (т.е. битиё), их количество всё равно не уменьшается;
позаботиться о наличии с собой минимального запаса продуктов, кому что необходимо. Я, например, взял за правило брать прямо из дома сахар-чай и что-нибудь к чаю. Иногда беру с собой готовую заварку (не сравнить с пакетиками) в пластиковой бутылке. Это сильно спасает в поездах и в первые моменты пребывания в городах, особенно малознакомых;
какой-нибудь универсальный нож-ложка-вилка, но чтобы разбирался на компоненты – тоже спасает, и не только в гостиницах. Правда, с ним возникают проблемы при прохождении всяких контуров, особенно в аэропортах (в моём случае самолёты – крайне редкое явление);
рулон туалетной бумаги – вещь универсальная;
в действующих церквях-монастырях обязательно: мужчины – с закрытыми ногами, женщины – в головных уборах и также с закрытыми ногами, но не в брюках-джинсах. На самом деле не везде так уж строго, но это является нарушением. Поэтому в летний период женщинам надо возить с собой любую косынку-платок (места не занимает) и длинную юбку, которой можно прямо на улице обернуться; мужчинам также можно такую же юбку, или шорты, которые "плавно превращаются в брюки" (такие модели широко распространены). Почти во всех монастырях, где большой поток туристов, юбки и косынки могут выдавать при входе, но, сами понимаете, гигиена... Как-то я совершил летнюю поездку по Золотому Кольцу в не совсем уравновешенном душевном состоянии ☺, и это правило совсем вылетело у меня из головы; я как идиот смело входил в монастыри в шортах, совершенно забывая про "в чужой м-рь..." В м-ре на краю Переславля-Залесского пришлось даже напялить штаны местного товарища, а как выглядят живущие при монастырях, думаю, сами видели. Но ничего, как ни странно, не подхватил;
редко, но иногда сильно помогает наличие бинокля и диктофона, о чём чуть поподробнее написал здесь;
брать в поездку по России всегда исключительно рубли, и купюрами не больше 500; контролировать постоянно наличие в кармане мелких по 10-50р., особенно по 10р., иначе большой риск бегать обосранным оленем в поисках размена. Менять же валюту в других городах, особенно в провинциальных, всегда дороже. В западные страны, как правило, выгоднее брать карточку, которая, как оказалось, является самым выгодным средством платежа (конвертация по курсу ЦБ), но далеко не везде их принимают. Потому обязательно нужно прихватить соответствующую валюту из России, хотя и рубли сейчас в Европе можно менять, особенно в ближайших странах, но выгоднее всё-таки в Росии. Там деньги лучше менять, как и в России, в столицах (в провинциях и курс заметно хуже, и обменник ещё надо найти, и работают они как провинциальные магазины, с полными выходными);
одевать удобную, практичную обувь – никаких туфелек на шпильках (пр.1, пр.2);
для экономии расходов на мобильную связь очень полезно иметь рации;
если предполагается более-менее активное общение, то ещё дополнительные мобильники для местных симок.
2. Особенности автобусного путешествия.
Еда (в/вне автобуса). Довольно серьёзное развлечение. Очень хорошо, если в автобусе есть 1-й этаж со столиками – можно спокойно, громко чавкая и прихлёбывая, наслаждаться. В любом случае требуется внимательный подход к выбору продуктов, сильно зависит от особенностей нашего любимого организма; продукты должны быть:
как можно меньше газообразующими ☺. Хотя разные товарищи попадались нам, временами приходилось как рыба на суше, ловить воздух где-нибудь в стороне...;
не просто в герметичной упаковке, а с учётом как это использовать;
выдержать n-е количество дней без холодильника. Никогда нельзя предугадать, какую температуру, вне зависимости что там за бортом, будут поддерживать водители + сопровождающая. Народ в салоне, как правило, стихийно не может договориться, всегда найдутся парочка особо жаждущих внимания к своей персоне, которые наперебой будут кричать, что одной холодно, другой жарко. И если вдруг твоё температурное желание вдруг выполняется, то всё равно не надолго, в лучшем случае – до первой остановки;
особо не вонять;
поразнообразнее. В отличие от обычных условий, в дороге одно и то же очень быстро осторчевает;
здоровая. Возможно, для некоторых это неважно, но многочасовое сиденье не располагает к обилию всякого жира/мяса/хлебобулки;
максимально готовой к употреблению, т.е. минимальное количество составляющих для блюда. Держать под контролем трясущийся маленький столик со сползающими в разных направлениях с разной скоростью предметами – увлекательно, но не с т.зр. спокойно поесть. Если остановка длинная, то можно попробовать захватить кусок этого времени, однако в длинных поездках остановочное время грех тратить на сидение; в чужих землях интересно даже на остановках всё поизучать.
Впрочем, очень многие широко используют возмжности общепита на стоянках. Но лично у меня есть несколько моментов, почему я, как правило (иногда только кофе/чай), этого не делаю:
честно признаюсь – считаю дороговатым такое удовольствие. Точнее, оно того не стоит. Еда в дорожных местах обычно стандартная. Хотя часто попадаются и заведения с блюдами, отмеченными местной кухней. Но это ещё дороже ☺; не настаиваю, ибо у каждого своё представление о соотношении стоимость/насыщение. Итого, я думаю, что если посещение дорожных заведений занимает существенное время/деньги, тогда и смысл бюджетности поездки пропадает, и меньше увидишь по сторонам;
я привык есть когда хочу, а не по расписанию остановок;
не принципиальный аргумент, но всё же – надо сначала приобрести валюты транзитных стран, а потом ещё вовремя менять валюты в кармане; тоже занимает некоторое время на остановках;
часто есть альтернатива времяпровождения. Например, мне гораздо интереснее пройтись по близлежащим магазинам, особенно крупным. Или пофотографировать чего-нибудь местное.
Питьё (в/вне автобуса). Осознанно отделяю от еды, вещь тоже немаловажная. Хотя все турфирмы в своих буклетах вовсю расписывают, что автобусы с туалетом, всегда в начале поездки вам ненавязчиво, всего раза три-четыре в день, скажут, что им в автобусе пользоваться можно в крайних случаях, для нормального течения событий есть остановки. Аргументация – негде опорожнять этот биотуалет (читай – "мы просто экономим"). Вывод – далеко не всем можно пить сколько влезет, тем более напитки типа пива. Народ не всегда внимает, и в именно в тот прекрасный момент, когда вам первый раз за поездку приспичит так, что невтерпёж, обнаруживается, что туалет закрыт до конечной остановки.
Для чая мы, как и для поезда, обычно сразу везём готовую заварку – тогда процесс упрощается. На остановках чай, по-моему, пить глупо, т.к. он там стоит почти как кофе. И последний момент – встроенные электрочайники в автобусах на пару литров, т.е. надо не прогадать момент, иначе жди всю процедуру по-новому: зовёшь водителей, чтоб они налили воды; ждёшь пока нальют, ждёшь, пока закипит... На самом деле не всё так страшно, это только в описание мрачно получилось ☺.
Личные развлечения (в автобусе). Тут у каждого своё. Есть любители трепать языком обо всё угодно, особенно если подберётся соответствующая компания. Я слушаю записи радиопередач, пытаюсь читать про место назначение, просто дрыхну. Лиза всё время вяжет, останавливаясь только на сон, еду и остановки. Вот такие у нас примитивные развлечения.
Остановки (вне автобуса). В зависимости от её типа. Бывают 10-15 мин чисто на туалет, полчаса-час на еду. Ну и прохождение границ, конечно. Кстати, по тому, как выдерживается объявленное время остановки, можно с большой степенью правдоподобности судить, повезло вам с сопровождающей или нет. Если совсем ударяться в занудство, то сопровождающая должна:
оглашать примерный временной план, остановок в т.ч., на текущие часов 12-20. Очень примерно, около 1 остановки в 4-5 часов;
перед остановкой сказать, когда она будет. Обычно это примерно за полчаса/четверть часа, но не за 1 минуту до выхода;
очень важно, точно назначить время отъезда. Если начнётся шаляй-валяй, то исполнительные товарищи будут наказаны 15-20 лишних минут сидения в нервотрёпке "когда же!".
сразу после отъезда с остановки сказать, когда будет следующая.
Сон (в автобусе). Это уже не времяпровождение, а тяжёлая работа по постоянному утрамбовавнию, физическому и внутреннему, своего организма в состояние, которое в домашней постеле называется "сном". Как не вертись, какие надувные подушки не подсовывай под разные части тела – это всё только временные решения. Волшебно, если есть свободные пары сиденьев, особенно напротив, тогда можно вытянуться по полной программе. После первой же такой ночи я превращаюсь в мятого небритого мужика с просевшим голосом и перекошенной мордой. Слава богу, ночь, как правило, бывает одна – Европа небольшая ☺. Первая же ночь в гостинице полностью возрождает к жизни, следов не остаётся.
3. Количество участников.
Не могу однозначно сказать, каким составом лучше путешествовать. Есть свои огромные плюсы/минусы и в одиночестве, и парой, и компанией. Если кратко, то в основном зависит от того, чего ожидаете от поездки и от текущего внутреннего состояния ☺. Например, одному – полная свобода, но: не с кем поделиться мыслями; благодаря сотоварищам видишь гораздо больше; сам бы никогда не зашёл в те места, которые посещаются с компанией/вдвоём. Прогулки не в одиночестве – надо учитывать желания других, ждать их (особенно если парами).
4. Подготовка к поездке.
И очень неплохо спланировать маршрут (хотя бы в общих чертах). Дело это, как оказывается, не самое простое, т.к. сначала надо понять, чего же хочется, а затем найти инфо, где же это и что вокруг есть, но в итоге поездка станет гораздо интереснее (от понимая, что же вокруг делается).
Перед любой поездкой, даже если этот город уже посещался ранее, всегда собираются сведения о том, что интересует, что может пригодится и что просто необходимо по: культовым и др. сооружениям, иконам; места общепита; гостиницы и др. Конечно, обязательно ищется в инете; но, к сожалению, требуемая информация скудна и размазана, т.е. времени тратиться много. По истории главным источником служат книги, причём купленные в букинистах и в предыдущих поездках. Большого секрета не выдам, если скажу, что покупаемые книги в букинистах за 10…200р. потом попадаются в соответствующих городах в несколько раз дороже; букинисты же в Питере, по-моему, лучше всего на Литейном (2006г. – осталась только Академкнига + на углу Жуковского) (ещё иногда попадаются по районам, например, на Коломяжском рынке), особенно Академкнига (на Литейном, возле м.Политехническая). К сожалению, эти книги до сих пор очень актуальны, т.к. или не переиздавались, или те новые, что продаются, слишком дороги и малосодержательны.
В последнее время, после начала поездок за рубеж с 2005, я начал склоняться к тому, что как бы дорого не стоили путеводители, их надо покупать, это в итоге выгоднее:
чтобы только собрать информацию в инете по городу, требуются часы. По-хорошему, не менее 4-6-ти часов. Далее, собранное надо как-то систематизировать (я не вундеркинд держать всё в голове), ужать, распечатать – это ещё часа 2. Уже этих выкладок достаточно – мой рабочий день стоит гораздо дороже, чем $10÷15 за хороший путеводитель ☺;
имея в своём распоряжении 2-3 дня (а иногда и буквально пару часов в экскурсионной поездке), непростительная роскошь блуждать по одним и тем же улицам, судорожно роясь в многочисленных бумажках. Потом, приезжая домой, и уже обстоятельно рассматривая, расписывая поездку, понимаешь, сколько интересных для себя мест пропустил только по незнанию, а не по нехватке времени.
Путеводители. По опыту таковых по Крыму, Праге, Венгрии, Франции, Парижу, Амстердаму пока предпочитаю серии "Афиша", "Вокруг света". Менее всего мне подходит издание Ле Пти Фюте.
Карты. Далеко не всегда возможно заранее купить карту для поездки (как правило, редко). Даже если это получилось, по приезду всегда обнаруживаются местного издания, которые по разным причинам лучше "федеральных". Потому в поездку всегда беру скотч, которым каждая карта проклеивается по всем швам и периметру, иначе после дневного интенсивного пользования она просто рассыпится. Как альтернатива, атласы; но они и заметно дороже, и масштаб иногда страдает, и вообще их может не быть.
5. Время года для поездки.
Весьма серьёзная дилема – в какое время года путешествовать. Понятно, что летом везде хорошо. Но: отпуск летом не резиновый (большинство из нас – наёмные люди ☺); путешествует множество народу – проблемы с транспортом, гостиницами и т.п.; всё дороже. Зимой снимаются все последние проблемы. Но: часть интересующих мест закрыта (например, все башни, на которые я любитель забраться); погода бывает мерзковатой (летом всё-таки проще переносить дожди и т.п.); больше вещей с собой и на себе таскать надо. Наездившись в несезон по российским городам, для себя пока пришёл к выводу: в зимний период по нашей стране лучше не ездить (посещения Витебска и Минска 11.2005/01.2006, даже Киева 03.2006, Нижнего Новгорода 01.2007 в летний период были бы поприятнее), а с экскурсией по Европе – вполне (Чехия 03.2005, Венгрия 01.2006, Европа 11.2006 – одно только воспоминание о каждой из этих поездок уже доставляет удовольствие).
Опыт межсезонной поездки 04.2008 в Великий Новгород показал, что такое время посещения наших городов можно считать неким компромиссом: уже и тепло, потихоньку разворачиваются туристические штуки, но ещё мало людей, города лучше понятны без толп туристов.
6. Внешний человеческий фактор.
Замечено, что некоторые рядовые служители культа (т.е. те, с которыми непосредственно сталкиваешься в м-рях) страдают сильным антисемитизмом и вообще к любой инаковости. Если вы являетесь "лицом еврейской национальности" или просто похожи, попытайтесь потупить очи и т.п., другого рецепта я не знаю. Один раз даже демонстрационно выставленный крестик (не мною, ест-но, я такими гадостями не увлекаюсь ☺) не смягчил взгляд очередной монахини-ревнительности непонятно чего. Главное – на территории этих людей хотя бы временно примириться с их глупостью и недалёкостью и наслаждаться окружающим, кроме этих людей.
Вообще, о православии как религии, нельзя однозначно и кратко сказать, но ситуацию с РПЦ, как бы не было это неприятно многим верующим, можно описать: фактически это государство, и подобно современному российскому государству, и "чиновники" (церковные служители), и "народ" (верующие) в своём большинстве невежественны, с ограниченным мировозрением, и несут стране (не государству!) реальную угрозу через насаждение религиозного официоза, фактического разрушения многих используемых памятников (архитектуры, икон). Самое страшное, конечно, лицемерное поведение высших церковных иерархов. Есть люди, для которых вера – прежде всего внутренняя составляющая; но таких мало, среди них есть умнейшие, интеллигентные люди. По крайней мере, их заслоняет невежественная масса, которая и определяет для меня сущность церкви. Это как государство – правители могут быть бесконечно мудры и т.п., но мы-то живём не среди этих правителей, а внутри народа.
Личные наблюдения и то, что я вижу по истории, говорят о том, что любая агрессия, если её активно не пресекать, рано или поздно вырастает из своих рамок; это относится и к агрессии со стороны православия. Пока она более-менее в рамках церкви, но то тут то там пробиваются признаки. Например: попытки законодательно ввести уроки православия; постоянные дефиле Алексия II и других церковников рангом пониже то "под ручку" с В.В.П., то ещё по какому-нибудь поводу. В самых церковных низинах это выражается и проще, и нагляднее. Пока утешением может служить то, что на дворе не средневековье, когда христианский фашизм местами и временами был государственной идеологией (например, инквизиция). Хотя кто его знает... Я не медиум, но в среднесрочном периоде пока прогнозирую только ухудшение ситуации.
7. Куда из СПб.
С точки зрения жителя Питера (без машины), в качестве примера, можно съездить:
на 0,5 дня – близлежащие крепости (Орешек, Копорье);
на 1 день – города-спутники (Кронштадт, Выборг);
на 2-3 дня – ближайшие города (Великий Новгород, Псков), также Смоленск, Н.Новгород; 4 дня – Вологда, Ярославль (оба с окрестностями). Здесь и далее очень вариативно (например, города Золотого Кольца с пригородами и вообще многие старые/старинные города/городки средней полосы).
Если говорить не о России, то рекомендую автобусные экскурсии эконом-класса в зарубежье. Неудобств, конечно, много, но впечатлений гораздо больше, причём за относительно малые деньги.
При перемещении из крупного города (особенно Москвы, Питера) в провинциальные будьте морально готовы к тому, как эти города и люди в них могут выглядеть (т.е. помните, что вы в России, где купюры с нефтяных фонтанов реют в основном над Москвой, и есть "объективный" Госкомстат со своими высокими показателями роста и очень маленькой инфляцией..., ах да, ещё нынче модное "удвоение ВВП"). Описание Питера в 1917-1918 (Янко Есенский "По пути к свободе. Отрывки из дневника 1914-18 годов", сокращённый перевод напечатан в ж-ле "Нева", 10.2003) порою напоминает эти самые города.
Отдельный момент. Если у вас возникли любые нарекания, претензии, предложения, замечания по содержанию, с удовольствием выслушаю (т.е. прочитаю). В итоге такого общения (хоть оно и занимает много времени) картина получается гораздо интересней. Например, благодаря Андрею Фоменко описание Переславля-Залесского стало, по-моему, гораздо интереснее.
В то же время аналогичное по оформлению (дизайну) я готов воспринимать исключительно если вместе с претензией прикладываются конкретные советы и их реализация, иначе не вижу смысла – я и сам прекрасно понимаю уровень дизайна своего сайта, но времени вникать во всякие языки совершенно нет; если и буду сам что-то делать, то начну со структурирования фото.
towns.ru – (умер в конце 2005г.) с информативным форумом [Вам следует помнить, что его авторы часто и много врут, а своих ошибок не исправляют. Берегитесь их и читайте осторожно - АЕ. {Я бы так не сказал. Не врут, а ошибаются, и то редко; от этого никто не застрахован. Да и инфо со временем устаревает, надо помнить об этом. Вообще, любое инфо надо воспринимать осторожно - ВЖ}]
sobory.ru – большое кол-во фото, постоянно обновляется
mccme.ru/putevod – ёмкие описания городов + хороший подбор ссылок по ним
– качественный профессиональный сайт об архитектуре России
– Сайт о туризме, путешествиях, приключениях и фотографии. Исторические очерки, путеводители, большое количество снимков по России и другим странам мира, каталог полезных ссылок, форум, продажа фотографий
wikipedia.org – информационный ресурс, в представлении не нуждается.
r-oc.ru – инфо о православных культовых объектах; православный сайт.
www.mojgorod.ru – в основном, подробные статистические данные по городам
ezdok.narod.ru – "Особенности национальной командировки". Довольно странный сайт; интересные дорожные заметки + куча довольно бесполезной скурпулёзно собранной мелочной информации в виде отчётов и фото множества людей.
Ссылки сопутствующие: – здесь временами интересные культорологические передачи (в Питере до осени 2007г. можно было услышать на УКВ 71,24 МГц).
– вне конкуренции в России по степени объективности и т.п..